Предисловие
Каждое утро, мы приветствуем детей и их родителей в прихожей. Однажды,
одна молодая мама, немного задержалась в дверях классной комнаты,
прощаясь с двумя старшими детьми. Она решила рассказать нам, какую
радость приносит ей общение с ее третьим ребенком, рожденным несколькими
неделями раньше. "Я хотела бы поблагодарить Вас за то, что
Вы сделали для наших родителей (речь идет о курсе, который мы ведем).
Когда рождается первый ребенок, неизбежен испуг. А Вы трансформировали
его в радость". Она сделала паузу и задумалась на мгновение,
затем продолжила. "Не только радость; нечто более интересное
и полезное – уверенность в себе, силы спокойно делать непростую
работу материнства. Мне хочется плакать, когда я об этом говорю".
Она повернулась и пошла, но потом вдруг вернулась и добавила мягким
голосом: "Вы показали мне, что именно надо делать". Моменты,
подобные этому, но происходившие с другими родителями, прошедшими
наш родительский курс, вдохновили нас написать эту книгу.
Мы – две женщины, каждая из которых принадлежит разным поколениям:
мать, Паула Лилльярд, и дочь, Линн Джессен. У нас общая миссия в
жизни: понять детство и его цели и разделить это знание с родителями
так, чтобы они, в свою очередь, смогли помочь своим детям успешно
прожить свое детство. Мы обе – учительницы начальной школы Монтессори,
сертифицированные Международной Ассоциацией Монтессори (AMI), находящейся
в Амстердаме (Голландия), для работы с детьми от трех до шести лет.
Линн так же – сертифицированный учитель по программе Assistant-to-infancy
(Помощник младенчества), призванной помочь развитию детей от рождения
до трех лет. Паула имеет диплом магистра искусств в области Монтессори-образования
Xavier University в Цинциннати, Огайо, и ранее написала три книги
по Монтессори-педагогике: Montessori: A Modern Approach (Schocken
books, 1972), – книга освещающая процесс обучения детей от трех
до шести лет; Montessori in the Classroom (Schocken Books, 1980),
представляет принципы Монтессори-педагогики, используемые в детском
саду, а также Montessori Today (Schocken Books, 1996), которая описывает
программу Монтессори для начальной школы.
В 1982 вместе с Джейн Линари, бывшей коллегой Паулы в Lake Forest
Country Day School, мы основали Forest Bluff School. Эта школа состоит
из начальной и средней школ Монтессори для детей от восемнадцати
месяцев до четырнадцати лет. Дополнительно, в течение прошлых шести
лет мы вместе вели родительский курс в Forest Bluff, который был
посвящен потребностям детей от рождения до трех лет. Именно этот
курс упоминала молодая мама в нашей прихожей тем весенним днем.
Каждая из нас пришла в педагогику Монтессори своим путем и в разное
время собственной жизни. Чтобы дать Вам возможность более полно
понять события, которые привели нас к этому, мы хотели бы поделиться
некоторыми главами наших личных историй.
Паула, мать пяти дочерей, теперь уже бабушка восьми внуков от новорожденного
до двадцати одного года. Вот рассказанная ею история.
Я вышла замуж вскоре после окончания Smith College и растила своих
детей в 50-ых и 60-ых годах. В те дни, когда Бетти Фридман еще не
написала свою книгу The Feminist Mystique (Мистика феминистки),
и женщины стремились быть дома в качестве «полнодневных» жен и матерей.
Мое поколение часто работало на добровольных началах, и именно так
я начала интересоваться Монтессори-образованием. В начальной школе,
где учились моя дочь Линн, шести лет, и ее старшая сестра, Лайза,
восьми лет, открыли дошкольный класс Монтессори. У меня было много
сомнений насчет этого "старо-нового" образовательного
подхода с его акцентом на "свободе" для детей. Когда руководитель
школы предложил нашей семье привести в их класс нашего третьего
ребенка, Памелу, которой тогда исполнилось три года, я добровольно
согласилась быть помощником Монтессори-учителя. Я совсем не была
уверена, что моей маленькой дочке понравится Монтессори-подход,
но у меня был шанс находиться вместе с ней в классной комнате, а
значит, всегда быть в курсе ее ситуации.
Кроме того, я хотела лично убедиться в том, как такие маленькие
дети справляются "со свободой" в классной комнате Монтессори.
Раньше мне приходилось работать в качестве учителя средней школы,
и ничто в моем учительском опыте не говорило о том, что маленьких
детей нужно оставлять "свободными" в процессе их собственного
развития.
°°Ange!ine Lillard, Montessori: The Science Behind the Genius (New
York: Oxford University Press, forthcoming). Angeline Lillard, Ph.D.,
профессор психологии University of Virginia и четвертая дочь Паулы,
сестра Линн.
В дальнейшем я обнаружила, что образование Монтессори намного больше,
чем просто свобода для детей. Этот метод требует наличия подготовленного
учителя, который понимает, как дети развиваются, и имеет опыт создания
структурированной среды, отвечающей детским потребностям в каждом
возрасте. Дети, оказывается, вовсе не свободны делать все, что им
хочется, как я думала прежде. Но они свободны в выборе "работы",
то есть, возможности участвовать в конструктивной и целенаправленной
деятельности, в процессе которой они узнают, как люди ведут себя
в обществе.
Постепенно я начала осознавать, что быть матерью – это гораздо
больше, чем просто кормление, купание, одевание, игра и любовь к
младенцам и маленьким детям. Дети моложе шести лет не есть миниатюрные
существа, постепенно становящиеся большими, подобно тому, как семя
превращается в большое цветущее растение. Они находятся в процессе
самостроительства, проходя через ряд предсказуемых стадий развития.
"Для более детального описания этого первого опыта в классной
комнате Монтессори, см. книгу Paula Polk Lillard, Montessori: A
Modern Approach, pp. VIII-XI.
Таким образом, мое материнство претерпело значительную трансформацию:
из заботливого и любящего опекуна я превратилась в участника процесса
открытия нового существа в стадии его становления. Меня постоянно
занимали мысли о том, какой вклад я могла бы внести в этот процесс.
Я занялась решением интеллектуальной и научной задачи огромного
размера и значения.
В последующие годы современная наука доказала, что, действительно,
младенческий мозг совершает экстраординарный подвиг по самостроительству,
и внешняя окружающая среда в значительной мере определяет, каков
будет этот процесс. Подобные открытия согревают сердце. Родители
теперь знают, что их роль не просто важна – она является решающим
фактором для будущего их ребенка. Однако, есть и неизвестная сторона
этого постулата. Теперь Вы поймете причину моей решимости передать
другим людям информацию, содержащейся в этой книге. Примем во внимание,
что у моего поколения была только одна книга по уходу за ребенком,
— оригинальный выпуск Common Sense Book of Baby and Child Care д-ра
Спока. Сказать честно, мы, не стесняясь, игнорировали большую часть
этого труда, и, по-прежнему, перенимали опыт наших собственных матерей
и бабушек. Сегодняшние матери могут воспользоваться тысячами книг
по воспитанию детей, написанными психологами, педагогами и врачами.
Такое изобилие литературы представляет калейдоскоп мнений людей
с разным опытом и множество личных историй, дает противоречивые
советы и слишком часто принуждает матерей конфликтовать самих с
собой. Добавьте к этому полное непонимание, чьему совету следовать,
и постоянное чувство вины. Это чувство часто испытывают матери,
работающие вне дома. Для них задача воспитания детей превращается
из радостного и интересного путешествия в утомительную работу.
Что делать? В этой книге мы возвращаемся к открытиям, сделанным
в начале двадцатого столетия молодым врачом и пионером в области
образования, Марией Монтессори. Ее наблюдения и "открытие ребенка"
полагаются на мудрость прошлого, но устремляют нас в двадцать первое
столетие. Современные исследования и технологии подтверждают каждое
из ее наблюдений процесса развития детей, начиная с момента появления
ребенка на свет.
Прежде, чем дать краткий обзор глав этой книги, освещающих открытия,
сделанные Монтессори, позвольте Линн – матери троих детей десяти,
пятнадцати и девятнадцати лет, – рассказать о своем пути в Монтессори-педагогику.
«Первое, что я помню о Монтессори – это шероховатые буквы. Я
училась в первом классе, а моя маленькая сестра – в дошкольном классе
Монтессори. Мне казалось, что шероховатые буквы были волшебными.
"Просто проведи по ним пальчиком, – думала я, – и буквы проникнут
в твою голову!" Сама же Монтессори представлялась мне существом
уникальным, и даже мистическим. Хотя многое из того, что она придумала,
да и ее саму в те годы можно было реально увидеть.
Мое следующее воспоминание связано с посещением магазина вместе
с моей матерью, которая помогала в организации трех начальных классов
Монтессори в муниципальных объектах жилищного строительства и одного
класса начальной школы в средней школе в центре голова. Тогда мне
было одиннадцать лет, и я была уверена, что посещение этих классов
давало детям возможность вырваться из бедности и найти свое место
в обществе. Классные комнаты Монтессори были очень красивыми и аккуратными,
они были сделаны с необычайной любовью. Каждое ведро, щетка, или
метла подбирались тщательно, для каждой из вещей было отведено особое
место в классе. Матери с особой заботой готовили своих детей к приходу
в школу. Дети были красиво одеты, крошечные шнурки и ленты вплетались
девочкам в волосы, мальчишечьи рубашки и брюки идеально выглажены.
Любовь матерей к своим детям и вера в действенность именно Монтессори-метода,
производила на меня большое впечатление. Однажды я принимала участие
в выезде детей на ферму. Все эти крошечные пятилетки сидели на заднем
сидении автобуса, напевая "Mr. Mixed Up, Who Do You Think You
Are?" («Мистер Растерянный, кто Вы?") – популярная песенка
60-ых. Их открытость, энергия и жизненный энтузиазм тоже произвели
на меня сильное впечатление.
Когда я была подростком, в мою обязанность входило каждый день
провожать и встречать свою младшую сестру из школы. В конце дня
я входила в ее классную комнату. Там царила особая атмосфера умиротворенности.
Даже будучи шестнадцатилетней девочкой, мне было необычно видеть
такое количество маленьких детей в спокойном и расслабленном состоянии.
Учительница, сестра Анна (молодая католическая монахиня, одетая
в черные одежды), с большим уважением обращалась со своими двадцатью
восьми детьми. Но то, что меня больше всего покоряло – удивительное
отношение к ней детей.
Затем, когда я училась на первых курсах Smith College, моя мать
начала преподавать в детском саду Монтессори в пригородной начальной
школе. И снова меня поразило, с какой тщательностью и заботой готовился
класс. Я видела, что каждая вещь подбиралась целенаправленно, и
абсолютно осознанно помещалась на определенное место в комнате.
Там не было ничего просто для развлечения.
Однажды, приехав домой на каникулы, я пришла в Монтессори-класс,
чтобы сделать фотографии для второй книги моей матери. Мирная атмосфера
классной комнаты буквально заинтриговала меня, как и классная комната
моей маленькой сестры. Моя мать с уважением относилась к детям.
Они отвечали ей тем же, были общительны и в то же время обладали
чувством собственного достоинства. Трудно ожидать такого от пяти
и шестилетних детей в детском саду.
Приблизительно в то же время я начала замечать, что моя младшая
сестра, у которой было самое продолжительное «Монтессори-прошлое»,
– в общей сложности около пяти лет, – всегда находила себе разные
продуктивные занятия, могла часами сидеть, занимаясь письмом и иллюстрируя
истории за кухонным столом, умела свободно выбирать себе занятия.
Способность к длительной концентрации и дисциплине, которую такая
концентрация требует, производили на меня сильное впечатление.
Было время, когда я в течение нескольких лет работала в детском
лагере. Этот опыт подтвердил мои предположения о том, что дети по-разному
ведут себя в окружающей среде, если она не отвечает их потребностям.
Они меняли одну деятельность за другой каждые тридцать-сорок минут.
Расписание и темп держат детей в тонусе целый день. Мы, учителя,
в таком случае должны, например, помогать им перемещаться с одного
конца лагеря в другой: от творческих занятий к плаванию и теннису,
а затем к стрельбе из лука, и т.д. Если какая-либо деятельность
требовала смены одежды, дети могли ее и пропустить, так как выделенных
тридцати минут не хватало для переодевания и возвращения назад,
плюс на само занятие.
Тогда мне не приходила в голову идея стать Монтессори-учителем.
Я обучалась в студии искусств в Smith Colledge и должна была стать
художником. После окончания колледжа стала ходить на собеседования
к потенциальным работодателям, и скоро появились сомнения насчет
моей будущей профессиональной деятельности. С одной стороны, я обнаружила,
что ничто, что я могла бы делать как человек искусства, не могло
оказать серьезного положительного влияния на жизни других людей.
Я хотела сделать мир лучше, а реклама, которой мне предстояло заниматься,
была просто коммерческой карьерой. Мне не хотелось тратить свою
жизнь на то, чтобы убеждать людей покупать вещи, в которых они не
нуждались. Я находилась в сильном недоумении.
Как раз в это время моя мать предложила мне поехать в Вашингтон,
округ Колумбия, чтобы поучиться на Монтессори-курсе, который проводила
Международная Ассоциация Монтессори (AMI). Я думала: "Не важно,
стану я учителем или нет. Когда-нибудь у меня будут свои дети, и
такое обучение мне пригодиться". Поступила на курс без каких-либо
предубеждений. После первого дня лекций Margaret Stephenson, директора
AMI курса, назначенной внуком Марии Монтессори, Марио Монтессори,
который в 1968 году привез Монтессори-метод в Соединенные Штаты,
я поняла, что «попалась». Каждый день приходила домой взволнованная.
Думала: "Это могло бы изменить мир! Каждый ребенок представляет
собой новую возможность, новое поколение!" В колледже социология
была для меня единственным курсом, который, по-моему, имел потенциал
положительного воздействия на мир, но все же, с взрослыми людьми
была другая ситуация. У многих из них уже были свои проблемы. Но
если появляется возможность работать с детьми в самом начале их
жизни, то, возможно, к моменту становления их гражданами, они, действительно,
будут способны внести настоящий вклад в общество.
Мне вспомнились события детства, связанные с Монтессори: красота
подготовленной среды; уважительное обращение с детьми сестры Анны;
умиротворенная атмосфера классной комнаты моей матери. Раньше я
думала, что для того, чтобы использовать такой подход в воспитании
и обучении детей, нужно быть особенным человеком. Курс Монтессори
показал, что все люди способны на это. Я выбрала свой путь.
В течение последующих трех лет преподавала в двух школах Монтессори.
Затем открыла свой первый Монтессори-класс в начальной школе в Forest
Bluff School. В следующем году родился мой первый ребенок – Маргарет,
и именно с ее рождением мой интерес к Монтессори-педагогике значительно
повысился: я прошла курс Assistant-to-infancy («Помощник младенчества»),
а позже и школьный курс. В 1985 поехала в Хьюстон, Техас, на Курс
Assistant-to-infancy («Помощник младенчества»), который вели Judi
Orion и Silvana Montanaro, Монтессори-тренер из Рима.
Со мной происходило вот что. Во-первых, с моей двухлетней дочерью
Маргарет все шло не так, как надо. А, во-вторых, я поняла, что почти
ничего не знаю о детях моложе трех лет. Мне было понятно, как предоставить
свободу двухлетнему малышу, но как, например, научить его уважать
границы? Я все знала о предметах, которые помогли бы моей дочке
развить интеллект, но у меня не было не малейшего представления
о том, как помочь ей развить внутреннюю дисциплину. В моем распоряжении
были обрывки информации о подготовке окружающей среды для младенцев
(Judi и д-р Montanaro помогли мне сделать демонстрационную среду
на международной конференции Монтессори в Lake Forest College рядом
с моим домом сразу после того, как родилась Маргарет). В последствии
я установила детскую кроватку на полу так, чтобы Маргарет могла
свободно выбираться из нее и перемещаться по спальне, пыталась вовлекать
ее в домашнее хозяйство. Понимаю, что я постоянно следовала за доктором
Montanaro, задавая ей вопросы, и наблюдая, как она сама взаимодействует
с детьми. В отличие от тех студентов, у которых еще не было детей,
я знала, какие вопросы задать. Все же, мое замешательство в вопросах
воспитания продолжалось. Несмотря на близкие и нежные отношения
с Маргарет, я все еще не знала, как помочь ей овладеть своим поведением.
Наконец, однажды, д-р Montanaro повернулась ко мне, и пристально
взглянув, сказала: "Никто не собирается любить этого ребенка!"
Она все время повторяла, что я должна учить Маргарет жить в мире,
где НЕ она является центром, и что не все ее желания должны осуществляться.
До меня, наконец, дошел смысл слов д-ра Montanaro, и появилась отвага
действовать, согласно ее рекомендациям.
Привожу две истории, которые хорошо иллюстрируют вышесказанное
и помогают представить картину проблем, перед которыми я оказалась.
В два года Маргарет привыкла, что ее всюду носят. Я была ее "человеческой
лошадью". В течение двух дней д-р Montanaro наблюдала, как
дочка болтается на моем бедре, когда я несу ее к автомобильной стоянке.
На детском личике было такое выражение, будто ее мать, да и весь
мир принадлежит ей одной. К третьему дню д-р Montanaro наблюдала
это уже пять раз. Тогда она сказала мне: "Поставь ее на землю
и пусть идет!" Я ответила: "Это не сработает. Она не пойдет".
Д-р Montanaro сказала: "Поставь дочку на землю! Я буду наблюдать
за вами. Прямиком направляйся к автомобилю и заведи беседу со своей
подругой Кэрол. Поощряй Маргарет следовать за Вами, но Вы должны
продолжать идти". Мы начали эксперимент. Сначала Маргарет была
в полном недоумении. Она упала на землю, затем подняла голову и
увидела, что я продолжаю идти без нее. Она встала, пробежала пять
или шесть футов, потом опять упала на землю и снова подняла голову,
чтобы посмотреть, иду ли я. Это действие повторялось три или четыре
раза прежде, чем Маргарет справилась с последней частью пути и вся
заплаканная прибежала к машине. Д-р Montanaro сказала: "Никогда
не несите ее снова! У нее есть свои собственные ноги, чтобы ходить".
Я была поражена, как быстро Маргарет научилась ходить рядом со мной.
У моей дочушки было 2 проблемы: во-первых, я уже успела приучить
ее к тому, что ее постоянно носят и, во-вторых - каждый раз, когда
это случалось, это было ее решением, а не моим".
Вторая история случалась каждый раз во время обеда. Маргарет соглашалась
есть только, сидя на моих коленях. Д-р Montanaro сказала: "Не
позволяйте ей сидеть на Ваших коленях!" Я возмутилась: "Она
прокричит все обеденное время! Это нечестно по отношению к моим
соседям по комнате!" Д-р Montanaro ответила: " Вы все
должны притвориться, что Вы слушаете симфонию Бетховена. Продолжайте
Вашу трапезу. Приглашайте Маргарет к общению. Не надо делать вид,
что ее там нет, но в то же время не поддавайтесь влиянию ее крика".
Так же, как и в предыдущем случае, когда у нее не оставалось иного
выбора, кроме как сделать так, как я ее просила, Маргарет сдалась.
Снова я поняла, что у нее не было ни малейшей ясности о своем собственном
стремлении, как я думала. Маргарет стала ощущать во мне некую новую
«ауру власти». Как будто бы она говорила: "О, этот человек
за меня отвечает!" В результате она расслабилась и стала принимать
мое лидерство.
Во время остальной части Курса Assistant-to-infancy (Помощник
младенчества) я узнала много существенных деталей. Больше всего
меня впечатлило то, как быстро младенцы меняются. Взрослый тоже
должен измениться для того, чтобы обеспечить малышу поддержку в
развитии. Эти изменения относятся к несметному количеству деталей,
касающихся новорожденного ребенка, осваивающего науку движения;
затем ползающего, и, наконец, малыша, умеющего ходить. Каждая из
этих стадий предполагает что все это разные существа с различными
потребностями. Содержание окружающей детей среды тоже должно меняться,
чтобы соответствовать этим потребностям. Но больше всего меня потрясло
то, как много существует различных способов помощи малышам в процессе
прохождения ими различных стадий.
Опыт, который я получила с Маргарет, конечно, не был фактической
частью курса. Это был мой "дополнительный курс» с д-ром Montanaro.
Подобно тому, как все учителя на всех уровнях обязаны проходить
курс повышения квалификации каждые три года, чтобы подтвердить свой
диплом, я также считаю, что родителям следует постоянно повышать
свой образовательный уровень – это является лучшей гарантией успешной
Монтессори практики. Информация, которую получают люди на Монтессори-курсе,
проводимом AMI, является бесценным наследием. Вам остается только
задавать вопросы, и затем использовать полученные знания в ежедневном
общении с детьми. Именно по этой причине я преподаю на родительском
курсе в Forrest Bluff и провожу регулярные домашние консультации
для родителей как часть этого курса. Мы никогда не сможем полностью
понять детство, а также знать наверняка, как помочь детям достигнуть
своих целей. То, что я могу сделать – это продолжать задавать новые
вопросы и разделять полученное знание с другими.
В следующих главах мы представляем Вам стимулирующий и интеллектуально
захватывающий подход к родительству.
Во введении мы начнем с краткого описания Монтессори-подхода
к детям, а также ответим на вопрос, почему мы полагаем, что Марии
Монтессори на самом деле удалось совершить "открытие ребенка".
Монтессори понимала младенца как «незавершенное» существо, которое
проходит определенные стадии развития в процессе саморазвития. Приводим
так же объяснение ее революционного подхода к образованию".
Первая глава, «Строительство человека», рассказывает о теории,
которая лежит в основе практических разделов, составляющих основную
часть книги. В этой главе мы покажем процесс самостроительства ребенка
и то, как можно помочь формированию скоординированных движений,
самостоятельности, языка и воли, используя определенные побуждающие
средства.
Вторая глава, «Приветствуя новорожденного», представляет детальный
план детской комнаты и преимуществ этого плана для родителей и малыша.
Глава номер три, «Открытие Мира», рассказывает о младенце как об
исследователе; о средствах, которыми он располагает, чтобы ориентироваться
в мире, и также о "работе", которую совершает ребенок
в процессе саморазвития.
Главы четыре, «Рука и мозг» и пять, «От Ползания к координации»,
являются параллельными. Они детализируют развитие координации рук
и равновесия тела. Иллюстрированная Линия Времени, изображающая
оптимальную окружающую среду, призванную помочь процессу развития,
следует за этим предисловием. (см. стр xxii-xxix).
Глава шесть, «Жизненная Практика», предлагает варианты деятельности
для ребенка, который только научился ходить и теперь использует
две руки в нетерпеливом исследовании мира.
Глава семь, «Уход», объясняет, как помочь ребенку, приобретшему
самостоятельность, использовать ее для повышения уверенности в своих
силах.
Глава восемь, «Язык и интеллект», прослеживает развитие категории
порядка и интеллекта у младенца, так как они касаются уникального
подарка человеку – языка.
Глава девять, «Развитие воли», описывает, как помочь развиться
этой самой «труднодостижимой» из способностей человека – воли. Открытия
в области развития ребенка, сделанные Монтессори, дают необходимое
руководство родителям, когда они пытаются уравновесить свободу с
ответственностью, таким образом, помогая ребенку достичь внутренней
дисциплины, необходимой для полноценной и счастливой жизни.
В десятой главе мы подведем итоги и узнаем о желательных результатах,
которые дает Монтессори-образование. Молодые взрослые, хорошо познают
себя, включая свои сильные и слабые стороны, и, таким образом, достигают
собственной цельности, а также стремятся продолжить учиться и бороться
за лучший мир в течение всей своей жизни.
|